ReikiWay.ru – Путь Рэйки |

Если вы идете верным путем, никакие опасности этого мира вам не страшны.
RSS Feed

Что такое Буддизм и его отличие от других религий

Четверг Фев 2, 2012

Что такое Буддизм и его отличие от других религий.

Буддизм

Буддизм – самая ранняя по времени появления из трех «мировых» религий. Другие распространенные в мире религии - христианство и ислам - появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования, систему целительства - иными словами целостную цивилизацию, основанную на буддийских представлениях.
По всему миру проявляются некоторые аспекты учения Будды, даже если они называются другими словами.
Современная психологическая наука взяла многие аспекты Дхармы – практику щедрости, например.
Или практику объединения (слияния) с тем, кто способен решить сложные вопросы.
Эта практика широко используется в современной гештальт-терапии.
Интересуясь буддизмом, практикуя традиции буддизма можно применять всю эту науку в целом, не ограничиваясь ее отдельными аспектами.

Многих людей буддизм привлекает тем, что не требует коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам.
В христианстве или исламе это невозможно.

Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям.
Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им.

Буддист может одновременно исповедовать даосизм или любую другую "местную" религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется.
Китайский буддизм - это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм - синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и тому подобного.

Название «Буддизм» происходит от имени основателя этого учения Будды.
Будда означает “Просветлённый”.
Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э.

Поэтому родина буддизма - Индия.
Общество Древней Индии делилось на сословия.
На представителей каждого из сословий налагались очень четкие требования и ограничения.
Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности
(например, в отличие от последователей индийского брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства).

Для буддизма в человеке важны только личные заслуги.
Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

Более 25 веков назад в царской семье одного из маленьких государств на северо-востоке Индии родился сын Сиддхартха.
Его родовое имя - Гаутама.
Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.).
Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником.
Мать принца умерла вскоре после его рождения.
Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: создал атмосферу вечного праздника, чтобы принц никогда не узнал о горестях этого мира.

Сиддхартха жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе. Усилия отца оказались напрасными.
Принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца.
И во время этих вылазок он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги.
Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна.
В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.
Сиддхартха был потрясен увиденным и, узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, решил избавить людей от страданий, и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья.
Он пытался преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни.
После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине.
Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание.
Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина – Дхарма (словом Дхарма - называют учение Будды).
С этого момента он и стал Буддой - Просветлённым, или Пробуждённым, - и принял решение учить Дхарме всех ищущих истину людей, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.
Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет.
Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой.
В возрасте 80 лет Будда скончался. Его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины.
Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы.
Ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии.
Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.

Учения, данные Буддой Шакьямуни, со временем приобрели форму религии, которую мы знаем под названием «буддизм».

Так как Будда приобрел приверженцев своего учения в разных слоях общества, то и поучения его многочисленные ( 84 000) и порой в чем-то даже противоречивые.
Поэтому сам Будда говорил:
" Не верьте всему, что я сказал, только потому, что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом.»

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод, страстей, страха смерти.

Отличие буддизма от других религий заключается в том, что буддизм считает - судьба человека зависит только от его собственных усилий и неустанной сознательной работой над собой.

Буддизм учит, что сущность человека изначально чиста и неизменна; но под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и его восприятие мира. Совершая негативные поступки, человек формирует для своего будущего болезни, бедность, унижения.
Совершая позитивные поступки, получает в своей жизни возможность наслаждаться радостью и умиротворённостью.
Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Высшую цель буддизм видит в Просветлении (или Пробуждении) - освобождении от кармы (причинно-следственной связи) и выходе из круга сансары.
Сансара – круговорот бытия. Круговорот вынужденных перерождений в обусловленных состояниях сознания, в которых невозможно управлять миром своего опыта.
Состояние человека, достигшего полного освобождения от страданий, называется нирваной.
Некоторые ошибочно думают, что нирвана – это ничто, и даже путают это со смертью.
Под нирваной понимается состояние совершенства (состояние Будды). Это непривязанное пребывание в том, что есть.
При этом если ничего не происходит, это проявление пространства ума. Если что-то происходит, снаружи или внутри, это его свободная игра.
А тот факт, что любые события и переживания возможны, выражает безграничность ума.

Еще одно из центральных понятий буддизма – учение о пустоте.
«Пустота» – это термин, который вовсе не обозначает «ничто» или «отсутствие чего-либо».
На самом деле этот термин указывает на взаимозависимость и нематериальность всех явлений. Именно в этом смысле все явления в буддизме считаются пустыми, или не обладающими абсолютной реальностью.

Все является пустым в смысле отсутствия независимого друг от друга существования.
Ничто не возникает само по себе – все происходит на основе тех или иных условий. Пустота не может быть понята посредством концепций. Ее постижение есть проявление Состояния истины. Постигнуть суть всех явлений, можно лишь ощутив единство с ними.

Ощутив единство, мы перестаем испытывать негативные эмоции к кому-либо или чему-либо.
В буддизме не призывают отсекать эмоции, исходя из их нереальности ( в этом противники порой обвиняют буддийское учение).
В буддизме используют сочувствие для преобразования эмоции в полезный всем существам поступок.

Так же для управления своими собственными эмоциями, мыслями и поступками буддисты используют медитацию.
Медитация – это упражнения, позволяющие превращать в наш собственный опыт то, что мы уже поняли интеллектуально.
На различных уровнях буддийских поучений передаются различные методы медитаций.

Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию закона причины и следствия - кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного - избавиться от перевоплощений.
Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны.
Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике.
Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды - люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие Дхарму, и бодхисаттвы - те, кто сознательно откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

Проповедь своего учения Будда начал с “четырёх благородных истин”.

Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с окончанием моментов счастья.

Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину - желание или жажду удовольствий, - которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Некоторый пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум.

Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена - чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”.

Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения.

Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий.
Своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя освобождения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту.
Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и так далее.

В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть сообщество верующих - сангха.
Сангха - это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути.
Община помогает своим членам поддерживать дисциплину, необходимую для продвижения на пути и руководство опытных наставников.

После всего вышесказанного возникает закономерный вопрос: а является ли буддизм религией?

В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души (есть поток сознания, опыт которого переходит из воплощения в воплощение) - основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между богом и людьми?

Тем не менее, известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии.

Буддизм – можно назвать религией прежде всего потому, что он учит верить в освобождение от страданий, в возможность для человека достичь Просветления, нирваны.
Однако спасает в буддизме не Бог; спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий.

На вопрос «является ли Буддизм идолопоклонничеством» следует сначала разобраться с терминологией.

Да, в буддизме принято поклонятся буддийским иконам – тханкам или статуям, олицетворяющим Будд.
Кстати, иконам и статуям принято поклоняться и в христианстве.

Но статуя в буддизме является лишь символом, который помогает сосредоточить свой ум на его истинной природе – чистоте и целостности.
А Идол - это статуя или предмет, которому поклоняются как божеству, кумир номер Один.
Идолопоклонство - это подмена поклонению истинному Богу неким придуманным существом, отказ от веры в истинного единственного Бога.

В буддизме нет веры в единого Бога, но Будда – не придуманное существо, а реальный человек, постигший природу нашего с вами ума и посвятивший свою жизнь обучению этим истинам других людей.
Буддисты не поклоняются Богу (хотя испытывают безграничное уважение к достижениям Просветленных, и, человеку неразобравшемуся в тонкостях буддизма, это может даже чуточку напоминать слепое поклонение), а стремятся через ощущения слияния с природой Просветленного Будды «разбудить» свою истинную природу.

В буддизме считается, что каждому из нас свойственна природа Будды.

Словом «Будда» называют еще и просветленное состояния ума.
«Полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума – это Будда.
Будде свойственно «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага всех существ.

В буддизме считается, что такое состояние ума изначально присуще любому человеку.
Это наша истинная природа, которую мы порой не осознаем из-за омрачений ума.
Буддизм дает путь или рецепт, проверенный веками как эти омрачения устранить и стать Буддами.

Поэтому по своей сути буддизм является не религией, а скорее философией жизни.
Или даже образом жизни.

Когда Шакьямуни спросили, является ли он Богом, а его учение – религией, он определенно ответил: «нет».
Он сказал, что пришел в этот мир не для того, что бы обучать людей религии, а научить человечество, как жить в мире с самим собой и другими, и как реализовать свою цель и достичь Просветления.

Источник:  Наталия Донец (http://reiki.nn.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=400#p566)

2 комментариев »

Elsashok:

Ребят,Буддизм не самая старая религия — Иудаизм. Христианство старше Ислама.

Январь 23rd, 2013 | 23:39
Игорь:

В статье идет сравнение трех мировых религий: Буддизм, Христианство, Ислам. Из них троих — Буддизм старше. Так что все верно в статье

Январь 24th, 2013 | 08:42
Оставить комментарий:

Комментарий